Черниговская Т.В.
«Стенограмма публичной дискуссии»

Я хочу посмотреть на эти полюсы — камень, у которого заведомо мы не ожидаем его «самости». Я надеюсь, он не субъект, а объект, с одной стороны. С другой стороны, он несёт нам информацию. И как с этим быть… С третьей стороны, камень может быть зн?ком человека, и это его семиотичность, то есть знаковость, и к этому мы сейчас подойдем. Хочу напомнить про то, что у Вячеслава Всеволодовича Иванова, нашего знаменитого академика, есть проект, который он развивает, в частности, на базе РГГУ, этот проект называется «Живой камень». Если будет интересно и если будет время, я могу несколько слов про это сказать. Следующее — и это, собственно, центр и есть — так называемое «другое» или «чужое» сознание и его прозрачность или, наоборот, герметичность. Мы можем вообще хоть как-нибудь влезть в другое сознание? При этом я имею в виду отнюдь не инопланетян. Хотя это интересный и серьёзный разговор, вне всякой научной фантастики. А вообще любое «другое» — наш сосед, ребёнок, кот, осьминог, представитель другой культуры.  Дальше — конвенциональность, то есть договорность, что ли, человеческих языков и представлений о мире. Ведь мы просто договариваемся о том, что это, скажем, называется «очки», а это называется «чашка». Мы могли договориться до чего угодно другого. И наше представление о мире тоже является в некотором смысле нашим договором друг с другом, что, скажем, вот это — горизонтальные вещи, а это — вертикальные вещи. А есть горизонтальные и вертикальные, к примеру, для осьминога.  И дальше — иллюзия стабильности. Вообще, почему мы уверены в том, что есть хоть какая-то стабильность? Например, почему я — это я? Вот я с момента, когда родилась на белый свет, и до момента, когда мы сейчас разговариваем, изменилась 100 раз, в том числе полностью изменилось моё тело. Ну разве что, исключая нервные клетки. Всё остальное заменилось. Черниговская Т.В. «Стенограмма публичной дискуссии»

ЧИТАТЬ/СКАЧАТЬ КНИГУ