Д. Рождественский
«Лекции по психосоматике»

Д. Рождественский «Лекции по психосоматике» В первые месяцы жизни ребенка его потребности состоят из циклических состояний напряжения и удовлетворения. В ПС семье мать не может обеспечить удовлетворения, п. ч. нестабильны сами ее реакции на ребенка. У такого ребенка не будет стабильности в дифференциации внутреннего и внешнего. Его идентичность не имеет достаточной основы для его развития. Если мать нормально удовлетворяет ребенка – у него развивается чувство базового доверия, при этом у него нет доверия  к своему телу.  Ребенок на ранних стадиях опирается на мать, как на вспомогательное Эго. Она помогает ему формировать границы телесного «Я». В ПС семье этого нет и ребенок обретает нарциссический дефицит. Он недостаточно уверен в себе, не чувствует себя в безопасности. Его коммуникация с матерью – только через неудовлетворенную физиологическую потребность, возможно, через болезнь, симптом. Болезнь – радикальное средство, чтобы получить любовь, нарциссическую подпитку. Чувство себя ребенок может получать только через свою болезнь.  Ситуация потери объекта – когда дефицит идентичности определяется с особой остротой.  Процесс продолжается на стадии сепарации-индивидуации (диадных отношений).  На подфазе практики – первый негативизм, который дает возможность отрицать, связывать аффекты со словами. У матери отрицание вызывает агрессию, она сердится, когда слышит «нет». Так у ребенка появляется страх материнской агрессии, автономии. Он боится идентифицироваться с агрессором, чтобы не вызвать агрессию еще большую. Поддержка матери – только в проявлении контроля над ребенком. Она не дает ребенку свободы, идентичность не развивается, вследствие этого – симбиотический комплекс, т. е. , ребенок без материнского контроля неспособен самостоятельно существовать. Если при нормальных условиях из симбиотического состояния ребенок и мать выходят синхронно, то психосоматогенная мать выходит из симбиоза первой. Мать все время говорит ребенку, каким он должен быть, потому что не знает, какая она сама. Она «подталкивает» ребенка к разлуке, а для него это травма. Мать заставляет жить его так, как будто идентичность сформирована, чего на самом деле нет.