Р. Гандапас
«Камасутра для оратора»

Часто по неопытности мы недооцениваем значение правильной ораторской позы, а напрасно. Тут дело не только в том, как мы смотримся, но и в том, что мы чувствуем. Не секрет, что все мышцы человеческого тела связаны с определенными участками коры головного мозга. Это мозг отдает команды нашим мышцам к сокращению. Если нам страшно, мы сжимаемся, плечи поднимаются вверх, мы делаем шаг назад. Если нам весело, мы вплескиваем руками, закидываем голову. Если мы чувствуем агрессивность, мы подаемся вперед, выпячиваем подбородок и так далее. Не так ли? Но эта связь носит двусторонний характер. Если мы сокращаем определенные группы мышц — мы можем вызвать соответствующие чувства. При плохом настроении попробуйте улыбаться через силу минут пять. Скоро вы обнаружите заметное улучшение состояния. Другой пример. Мусульмане едят, сложив ноги по-турецки. Из этой позы невозможно побежать. Эта поза — сигнал мозгу: «в Багдаде все спокойно, мне ничего не грозит, я расслаблен». И мозг может сосредоточиться на усвоении поступающей пищи. Надо ли говорить, что желудок европейца принимает пищу с большим трудом, поскольку обладатель желудка ест сидя на стуле, практически, в позиции «низкого старта». Какие сигналы тут получает мозг, сами посудите? Итак, какой должна быть правильная поза, чтобы это не только хорошо смотрелось, но и посылало нашему мозгу нужные сигналы? Расставим ноги таким образом, чтобы между каблуками было сантиметров 20 — 25, носки слегка раздвинем, одна нога выставлена чуть вперед (толчковая сзади), упор неодинаков на обе ноги и в наиболее выразительных местах речи он делается на носок, а не на пятку, колени гибки и податливы. Таким образом, центр тяжести смещен немного вперед. Плечи опущены и расслаблены. Спина прямая. Голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если есть скованность в каком-либо отделе, нужно сделать расслабляющие движения. Прекрасно! Это именно та поза. Классическая. Публику можно очаровать. Публику можно соблазнить. Публику можно изнасиловать. Разве нет? Публику можно влюбить в себя. И еще: в нее можно влюбиться. Это правда. Я сам влюблялся много раз. И много раз изменял с другой публикой. Иногда публика изменяла мне с другим оратором. И тогда я наблюдал за ним: что он делает не так, как я, чем он ей интереснее? Что я могу сделать такого, чтобы снова отбить ее у него? Я находил. Я делал это. И иногда возвращал неверную. Мне есть, что вам рассказать. Припомните, кстати, не бывало ли с вами такого, что в компании вы весело хохотали над шуткой, а потом переспрашивали соседа о последних словах, которых вы не расслышали. Это и есть эмоциональное заражение. Но фокус в том, что этот синдром работает только в том случае, если люди сидят (стоят) плотно друг к другу. То же касается праведного гнева и других чувств, которые вы хотите пробудить в аудитории. Дружески пригласите сидящих на «галерке» пересесть вперед. Лучше, если это сделает ведущий. Вероятно, в первые секунды никто не шевельнется. Будьте вежливы, но настойчивы. Стоит первому засопеть и завозиться, как сработает «стадное чувство» и все потянутся к первым рядам. Проверено. Вообще, держание рук в карманах — интересная тема. Мне всегда проще давать рекомендации держать или не держать руки в карманах конкретному человеку. Здесь нет общих правил и если заставлять оратора двигаться противоестественным для него способом, можно многое нарушить в его коммуникации. Однажды я рекомендовал одному из клиентов, с которым проводил индивидуальную работу по подготовке к выступлению на конференции, держать левую руку в кармане брюк в определенных местах речи. Это нужно было сделать по двум причинам: сформировать у него самого ощущение непринужденности и отсечь нефункциональные движения кистью. Этим мы также компенсировали статусный и возрастной недолет по отношению к другим участникам конференции. Р. Гандапас «Камасутра для оратора»

ЧИТАТЬ/СКАЧАТЬ КНИГУ