Вид В.Д.
«Психоаналитическая психотерапия при шизофрении»

Вид В.Д. «Психоаналитическая психотерапия при шизофрении»Шизофрения дает 39,9% от общего числа инвалидов по психическому заболеванию. Столь высокий уровень инвалидизации в настоящее время можно рассматривать как прямое следствие недостатков в области вторичной и третичной профилактики. Они связаны с тем, что в российской психиатрической клинике психотерапевтические подходы еще не находят должного понимания.

Применение психодинамически ориентированных методов сдерживается прежде всего отсутствием специалистов, в достаточной мере владеющих техниками психоаналитической психотерапии, но также и привычными стереотипами мышления, опасением впасть в психологизацию при решении вопросов диагностики и лечения больных. Политика финансирования здравоохранения не создает у врачей стимулов к освоению сложных и энергоемких методов психоаналитической психотерапии — в государственной бюджетной медицине на повышение качества лечения больных по-прежнему нет социального заказа, а развивающаяся частная медицина предпочитает использовать менее эффективные, но также и менее энергоемкие, не требующие длительного обучения методы суггестивной психотерапии. Основные показатели деятельности практических лечебных учреждений (число выписанных, летальность, количество посещенных на дому и т.д.) не ориентированы на требования сегодняшнего дня, конечные качественные критерии социальной адаптации больных. А между тем, для проведения психотерапевтической работы с больными шизофренией имеются достаточные основания. Лонгитудинальные исследования прогноза подтверждают наличие генетически обоснованной повышенной чувствительности к социальному стрессу у больных шизофренией и убедительно доказывают провоцирующую роль психосоциальных факторов в возникновении рецидивов психоза, а также стабилизирующую роль социальной компетенции больных в их предотвращении. Это делает ясной основную задачу психотерапии при шизофрении: обучение способам улучшения психологической защиты от социального стресса, своевременного распознавания стрессоров; коррекция навыков социального взаимодействия, повышение эффективности в общении и проблемно-решающем поведении.