Майкл Холл
«77 лучших техник НЛП»

В процессе переработки, кодирования и конструирования внутренних моделей мира (когнитивно-эмоциональных схем, парадигм или матриц) мы приобретаем опыт, чувствуем, обща­емся и ведем себя так или иначе. Наши ощущения и пережива­ния реальности исходят из карт реальности. Таким образом, когда мы изменяем эти карты, мы изменяем саму «реальность». Конечно, не объективную, а нашу внутреннюю реальность — единственную, которую мы знаем. В этом и состоит суть транс­формации личности.  В качестве модели мета-психологии НЛП началось с иссле­дования того, как «программирование» личности (то есть на­выки, обусловленность, приобретение опыта) кодируется на нейро-психических или нейро-лингвистических уровнях. В ре­зультате НЛП сформировало рабочий паттерн структуры че­ловеческой субъективности. Кожибски отмечал, что, обобщая информацию, получен­ную от окружающего мира, мы составляем карту реальности. Ему принадлежит ставший классическим тезис: «Карта — это не территория». Как полагал Кожибски, если наша карта обла­дает точностью (в случае понимания истины как соответствия) или полезностью, приводя нас туда, куда мы хотим попасть (в случае прагматического понимания истины), то мы можем ее эффективно использовать. Если же она не отвечает ни одному из этих критериев, то она становится для нас источником «проблем» и нуждается в изменении, обновлении или стирании.  Интегрируя в себя трансформационную, или порождаю­щую, грамматику Хомского, НЛП формулирует три «модели­рующих процесса» картографической модели. К ним относятся опущение (стирание), генерализация (обобщение) и искаже­ние; это означает, что, обрабатывая миллиарды битов инфор­мации, ежесекундно бомбардирующих нашу нервную систему, ббльшую часть мы стираем или опускаем, значительную часть обобщаем, а все остальное искажаем. Эти три процесса форми­руют парадигму наших представлений о действительности. Мы моделируем мир, а затем, используя собственную нервную систему и «ментальные» конструкции, вырабатываем жизненную тактику и стратегию.  На неврологическом уровне мы сначала картографируем территорию окружающего мира, вырабатывая неязыковые репрезентации с помощью сенсорных каналов (ВАК). Из них складывается фильм, который мы видим в своем сознании. Язык этого фильма еще не включает слов: они появляются на более высоком уровне и нужны, чтобы размышлять об этих репрезентациях. Тогда мы картографируем их на вербальном уровне. Мы составляем лингвистическую карту с помощью слов, символов, метафор и т. д. Язык функционирует в форме сигналов о сигналах — на мета-уровне.  Над уровнем модальностей возвышается область, которая известна в НЛП как «субмодальности». Этот термин может ввести в заблуждение. Не существует «субмодальностей», ес­ли понимать под этим нечто, лежащее ниже модальностей, как в подземелье. Кинематографические характеристики наших ментальных фильмов — различные аспекты нашего картогра­фирования — находятся не внизу, а наверху. Мы создаем их, поднимаясь над фильмом и редактируя его, настраивая его по своему желанию — делая его ближе, ярче, изменяя звуковую дорожку и т. д. Именно в этом смысле приставка «суб-» вводит нас в заблуждение и предлагает нам ложную метафору. Хотя кинематографические характеристики привнесены в фильм в процессе редактирования, они кажутся настолько не­отъемлемыми частями изображения и звука, что создается впе­чатление, будто эти особенности («субмодальности») находятся внутри репрезентаций. Но это происходит не потому, что они действительно внутри субъективного опыта или скрыты под (суб-) ним, а потому, что такова природа наших высших фрей­мов — проникать внутрь вещей. В мета-состояниях мы имеем дело с воплощением мысли, проникающей в нашу неврологию и мышцы в виде мышечной памяти.» Майкл Холл «77 лучших техник НЛП»

ЧИТАТЬ/СКАЧАТЬ КНИГУ