Роджер ван Оих
«Психологические отмычки»

Однажды я спросил автора рекламных текстов Карла Элли о том, что движет творческим человеком. Элли ответил: «Творческому человеку хочется знать все. Его интересуют самые разнообразные вещи: древняя история, математика девятнадцатого столетия, современные технологии, способ аранжировки цветов и будущее мира. Он никогда не знает, когда и где все эти знания вдруг сойдутся вместе и из них родится новая идея — возможно, через шесть минут или через шесть лет. Но творческий человек верит в то, что когда-нибудь чудо рождения обязательно произойдет».  И я всем сердцем с ним согласен. Знания — материал, из которого создаются новые идеи. И тем не менее только обладание колоссальным объемом информации не делает человека творческой личностью. Думаю, каждому встречались люди, хранившие в памяти множество фактов, но их никак нельзя было назвать генераторами новых идей. Знания лежали у них в мозгу мертвым грузом, их не пытались осмыслить по-новому, взглянуть на них с иной точки зрения. Творческие возможности человека определяются тем, как он обращается с имеющейся у него информацией. Творческое мышление требует от вас установки на поиск новых идей, на постоянное «перелопачивание» своих знаний и опыта. При таком отношении к делу вы все время экспериментируете, опробуете разные подходы к проблеме, сначала один, потом другой, третий, и очень часто терпите неудачи. Сумасбродные, глупые и непрактичные идеи вы используете в качестве камешков или ступенек, по которым движетесь к другим новым «конструкциям», которые, возможно, окажутся полезными на практике. Бывает, что вы нарушаете общепринятые правила или обнаруживаете новые идеи там, где никому не приходило в голову их искать. Короче говоря, научившись смотреть вокруг себя с позиций творца, вы открываете для себя мир новых возможностей, мир перемен.  Безусловно, творческим человеком был Иоганн Гутенберг. Что он сделал? Всего лишь объединил две идеи, совместить которые до него никому не приходило в голову: виноградный пресс и штамп для монет. Монетный штамп должен оставлять отпечаток маленькой площади на поверхности золотой монеты. Виноградный пресс использовали для того, чтобы, приложив давление к большой площади, выдавить сок из винограда. И вот однажды Гутенберг, вероятно, после того как выпил бокал-другой вина, в шутку спросил сам себя: «А что если взять несколько монетных штампов и приложить к ним силу винного пресса так, чтобы они оставили оттиск на бумаге?» В результате получился печатный станок, причем со сменными литерами. Адмирал флота Грэйс Хоппер должна была объяснить понятие «наносекунда» пользователям ЭВМ, не имевшим технического образования (наносекунда — миллиардная доля секунды, представляющая собой основной интервал времени встроенного в суперкомпьютер тактового генератора). Хоппер задалась вопросом: «Как сделать так, чтобы они поняли краткость наносекунды? Почему бы не переформулировать временную задачу в пространственную? Я же могу использовать расстояние, которое проходит свет за одну миллиардную долю секунды». Вытащив ленточку длиной 30 сантиметров, она сказала посетителям: «Представьте себе, что это одна наносекунда».  В 1792 году музыканты оркестра Франца Йозефа Гайдна рассердились на герцога, который постоянно откладывал обещанный оркестрантам отпуск. Они попросили Гайдна поговорить с герцогом на тему каникул. Гайдн, подумав некоторое время, решил, что будет лучше, если заговорит музыка. Так появилась «Прощальная симфония». Ее исполнение оркестр начинал в полном составе, из них проходит свой жизненный цикл. Они рождаются, они развиваются, достигают зрелости и умирают. Поэтому нам нужен механизм, позволяющий генерировать новые идеи. Творческое мышление как раз и является таким механизмом: оно способно доставить нам такое же удовольствие, как и его физиологический аналог. Роджер ван Оих «Психологические отмычки»

ЧИТАТЬ/СКАЧАТЬ КНИГУ